Артикуляция звука.
Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Постановка звука.
1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.
2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
Практический материал по автоматизации звука Т.
1. Повторислоги.
Та-та-та |
Та-то-ту-ты |
Та-та-та-та |
Ат-от-ут |
То-то-то |
Ту-то-та-ты |
Ат-ат-ат-ат |
Ыт-ут-ат |
Ту-ту-ту |
Ты-то-ту-та |
Ты-ты-ты-ты |
От-ут-ыт |
Ты-ты-ты |
То-та-ту-ты |
Ыт-ыт-ыт-ыт |
Ат-ыт-от |
2. Повтори слова.
Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.
Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.
Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.
3. Повтори предложения.
Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.
4. Повтори чистоговорки.
Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.
5. Повтори пословицы и поговорки.
Трус и таракана посчитает за великана.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
6. Повтори скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани
На платки Тане.
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
7. Повтори загадки.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.
(Топор)
8. Выучи стихотворение.
Слон
Весит слон триста тонн:
Тонна - ушко,
Тоннаножка,
Вот так крошка!
(Г. Цыферов)
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.
Долго-долго крокодил
Море синее... (тушил).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил... (точку).
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой... (тучи).
10. Игра «Один - много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.
Топор - (топоры) |
Капитан - (капитаны) |
Тарелка - (тарелки) |
Конфета - (конфеты) |
Таблетка - (таблетки) |
Автобус - (автобусы) |
Туча - (тучи) |
Кофта - (кофты) |
Таз - (тазы) |
Самолет - (самолеты) |
11. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.
У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!
Артикуляция звука.
Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Постановка звука.
1 способ: по подражанию.
2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.
Практический материал по автоматизации звука ТЬ.
1. Повторислоги.
Тя-тя-тя |
Тя-те-ти-те |
Ать-уть-оть |
Те-те-те |
Ти-те-тя-те |
Ить-ять-ёть |
Те-те-те |
Те-ти-тя-те |
Еть-ють-ять |
Ти-ти-ти |
Ти-тя-те-те |
Ють-ить-еть |
2. Повторислова.
Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.
Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.
Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.
3. Повторипредложения.
Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима — дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.
Измени предложения.
Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.
Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.
Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.
Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.
4. Повторичистоговорки.
Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.
Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.
5. Повторипословицу.
Где растяпа да тетеря —
Там не прибыль, а потеря.
6. Повторискороговорку.
Грабли — грести,
Весла — везти,
Полозья — ползти.
7. Повторизагадки.
Живет внем вся вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Поверчу волшебный круг,
И меня услышит друг.
(Телефон)
Без рук, без ног, а в гору лезет.
(Тесто)
8. Выучистихотворение.
Телочка
Телка, телка, на хвосте метелка,
Розовый ротик, белый животик.
Где ты, телка, росла?
Как ты, телка, жила?
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате… (темно).
Мы от страха все притихли:
На арену вышли... (тигры).
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна... (тетрадь).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Называюсь... (тишина).
10. Игра «Назови ласково».
Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):
Тетрадь - (тетрадочка) |
Петя - (Петенька) |
Тётя - (тётенька) |
Костя - (Костенька) |
Теленок - (теленочек) |
Тёрка - (тёрочка) |
Платье - (платьице) |
Телефон - (телефончик) |
11. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.
Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.
1. Повтори слоги.
Та-тя |
То-те |
Ти-ты |
Ту-тю |
Тя-та |
Те-то |
Ти-ты |
Тю-ту |
Тя-та-тя |
То-те-то |
Ти-ты-ти |
Ту-тю-ту |
Та-тя-та |
Те-то-те |
Ты-ти-ты |
Тю-ту-тю |
2. Повтори слова.
Тук - тюк |
Тома - Тема |
Кот - котенок |
Тик - так |
Ната - Митя |
Рот - ротик |
Тут - Тит |
Ходит - ходить |
Картон - картина |
Ток - тень |
Бегает - бегать |
Думает - думать |
Тук - тюк |
Несут - носить |
Готовит - готовить |
Тот - тир |
Готовит - готовить |
Строит - строить |
3. Повтори предложения.
Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.
4. Повтори чистоговорки.
Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Трус своей тени боится.
Терпенье и труд все перетрут.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,
Чтобы научиться лени - только три дня.
Тому тяжко жить, кто от работы бежит.
Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
6. Повтори скороговорки.
Не будь тороплив, а будь терпелив.
С виду бабушка Улита
И сурова, и сердита.
Вы зайдите в гости к ней
Да отведайте сластей.
7. Повторите загадки.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
(Тетрадь)
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа.
(Тень)
8. Выучи стихотворения.
Тигр
Тигр - свирепый зверь.
Но все же
Тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей,
Так как сам ее боится.
(В. Лунин)
Темноты боится Петя:
Трусоват он, видно, дети!
(Б. Тимофеев)
9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.
Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.
10. Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
Таня - платье |
Тома - телята |
Витя - каток |
Катя - платок |
Никита - телефон |
Тося - котенок |
11. Перескажи рассказ.
Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.
Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.
Артикуляция звука.
См. звук Т. Разница заключается в том, что при произнесении звука Д мягкое нёбо опущено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани.
Постановка звука.
1 способ: по подражанию.
2 способ: от звука Т. Ребенок кладет одну руку на гортань логопеда, другую на свою. Логопед по очереди произносит звуки Т - Д. Обращает внимание ребенка на вибрацию гортани при произнесении звука Д.
Практический материал по автоматизации звука Д.
1. Повтори слоги.
Да-да-да |
Да-да-да |
Да-да-да |
Да-до-ду-ды |
Ды-ду-да-до |
До-ду-ды-да |
2. Повтори слова.
Звук в начале слова: Дам, дай, дама, дата, Даня, дача, Даша, даль, дар, даром; дым, дыня, дымок, дымка, дыхание, дышать, дыра, дырка; дон, дом, домик, дока, дойка, дочь, домино, домыть, добыть добить, допить, долить, дождь, дорога, добрый, доктор; дуб, Дуня, дума, дуть, дуга, духи, дубок, думать, душ, душа, душно, дул, дуло, дупло, дудка.
Звук в середине слова: Еда, вода, беда, погода, кидать, Люда, медаль, педаль, удаль, колода, посуда, свобода, слобода, среда, руда, удар, карандаш, ограда, отрада, эстрада, преграда, награда, мода, ягоды, водопады, сады, заводы, следы, плоды, пруды; удой, гудок, ходок, молодой; пойду, найду, упаду, воздух, надуло, колдун, кладу, радуга.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Два, дво, дно; еда, дло, дра, дро, дру.
Два, двадцать, дважды; двое, двойка, двор, дворник, дворняга, дворовый, дворец; дно, модно, поднос, судно, ладно; сдал, сдавить, сдаваться; подло, подлость, надлом; драма, драка, дракон, драп, драпать, дразнить; дробь, дробить, дрозды, дрожать; друг, другой, друзья, дружина, дружба.
3. Повтори предложения.
Даша дома. Даня на даче. В доме есть душ. Дама идет по дороге. У неё дыня. Дуня думает: «Я не упаду». У Даши на платье дырка. Вдали видна дорога. В дупле дятел. Даня получил медаль. Дворник подметает двор. На дворе дует ветер. Дуня играет на дудке. Возле пруда много ягод. Даня и Даша собирают ягоды. У Дани дача. Дача далеко. Наш дом на Дону. Дон - река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. У дочки карандаш. Даня и Даша - друзья. У них нет двоек. В лесу надо дышать свежим воздухом. Люда, пора домой.
4. Повтори чистоговорки.
Да - да - да - бежит вода. Ду - ду - ду - тебя найду. До - до - до - звучит гудок. Ды - ды - ды - цветут сады.
5. Повтори пословицы и поговорки.
Один за всех — все за одного.
Шуба нова, да в подоле дыра.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Лесом шёл, а дров не видал.
Даром ничего не дают.
Ссора до добра не доведет.
6. Повтори скороговорки.
Дарья дарит Дане дыни.
Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду - все равно тебя найду.
Радуга-дуга, радуга-дуга - не давай дождя!
7. Повтори загадки.
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду
Покуда он гуляет.
(Дождь)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.
(Дым)
Новая посуда, а вся в дырках.
(Сито)
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)
8. Выучи стихотворение.
Дрессировщики зверей!
Дайте сахару скорей!
Долго звери вас учили,
Чтоб награду им вручили.
(В. Берестов)
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения и подсказать нужное слово в конце каждого из них.
Ходит мальчик наш с трудом,
В первый раз обходит... (дом).
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по... (домам).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по... (дорожке).
10. Игра «Назови ласково».
Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы:
Дом — (домик) |
дудка — (дудочка) |
Дуб — (дубок) |
дыра — (дырочка) |
Дорога — (дорожка) |
дым — (дымок) |
11. Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Д, которые в нём встречаются.
Вот домик тёти Люды. У дома сад. Тётя Люда - садовод. В саду растут яблони, сливы, малина. Тётя Люда любит ухаживать за своим садом. Осенью она собирает много плодов. Тётя Люда раздаёт яблоки, сливы, малину своим друзьям.
Артикуляция звука: смотри звук Д. Разница в том, что при произнесении звука ДЬ кончик языка опущен за нижние зубы.
Постановка звука.
1 способ: по подражанию.
2 способ: Ребенок произносит звук Д. В этот момент логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.
Практический материал по автоматизации звука ДЬ.
1. Повтори слоги.
Дя-дя-дя |
Дя-ди-де-дю |
Дя-дя-дя |
Дю-дё-де-ди |
Дя-дя-дя |
Дя-дю-де-дё |
2. Повтори слова.
Звук в начале слова: Дядя, дятел, дятлы; Дима, Дина, диван, динь-динь, диво, диета, дикий, дивный, диктант, диалог, диплом, диктор; день, дева, демон, деньги, девочка, Денис, десять, деталь, дельфин, дело, делать, дерево, декабрь; дёготь, дёрн, дёргать; дюйм, дюны, Дюймовочка.
Звук в середине слова: Надя, Федя, Вадя, водяной, ледяной, Володя, бродяга; идея, кадет, надеть, видение, нападение, одежда, неделя, пудель, удел, одеяло, одеколон; один, Эдик, медведи, бандит, говядина, гвозди, дожди, жёлуди, мелодия, льдина, люди, леди, лебеди, будильник, холодильник, удивление, радио, родина, родители, бродить, крокодил; вездеход; ведёт, будёновка, кладёт; гадюка, индюк.
3. Повтори предложения:
Надя, Федя, Володя - дети. Вадя несет желуди. Девочка Надя сидит на диване. Пудель залез под одеяло. Дети видели дельфина. Осталась одна неделя до декабря. В лесу живут дикие медведи. Дядя надел буденовку. Федя был один на льдине. Дети сажают деревья. Понедельник - первый день недели. Денис водил вездеход. Надю разбудил будильник. Володя заглянул в холодильник. Детей посадили на диван.
4. Повтори чистоговорки.
Дя - дя - дя - идет дядя. Де - де - де - наступил день. Ди - ди - ди - сюда иди. Ди - ди - ди - не буди. Де - де - де - быть беде. Дю - дю - дю - вот индюк. Дя - дя - дя - стучит дятел.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Всякое дело делай умело.
День, как день, да год не тот.
Не зная дела, не суди.
Летний день - за зимнюю неделю.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Что летом родится, то зимой пригодится.
6. Повтори скороговорки.
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
Денис без дела не сидел —
Он целый день конфеты ел.
7. Повтори загадки.
Меж двух светил я по середине один.
(Нос)
Кто приходит,
Кто уходит,
Все её за ручку водят.
(Дверь)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет
Тут и пропадет.
(Волна)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали всерубашки.
(Дерево)
8. Выучи стихотворение.
Лебеди, лебеди,
Белые лебеди.
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели,посидели,
Снова полетели.
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Столько заноз я не видел ни разу,
Нет, не завидую я... (дикобразу).
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и... (девочки).
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись... (дятел).
10. Игра «Один - много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, ребёнок - во множественном.
Дерево — (деревья) |
Дельфин — (дельфины) |
Дятел — (дятлы) |
Индюк — (индюки) |
Дело — (дела) |
Льдина — (льдины) |
11. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Дима нарисовал дерево. Около дерева - маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. - Дима, как красиво, - сказала мама. Дима был рад.
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, ДЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Д – ДЬ.
1. Повтори слоги.
Да-дя |
Ды-ди |
Ду-дю |
До-дё |
Дя-да |
Ди-ды |
Дю-ду |
Дё-до |
Дя-да-дя |
Ди-ды-ди |
Дю-ду-дю |
Дё-до-дё |
Да-дя-да |
Ды-ди-ды |
Ды-ди-ды |
До-дё-до |
2. Повтори слова.
Дон - день |
Давать - дева |
Дымка - Димка |
Даня - Дина |
Давно - дивный |
Давай - диван |
Дым - Дима |
Дата - дети |
Дали - дело |
Дочь - дичь |
Банда - бандит |
Вода - водяной |
Дуло - диво |
Динь - дон |
Радость - радио |
3. Повтори предложения.
Даня сидит на диване. В водоеме воды видимо - невидимо. Дима дома не один. Медведи любят мед. Дома - домовой, вводе - водяной. Дядя Федя дал меда медведю. Надя ела дыню. На груди у Ады - награда. Дупло - дыра в дереве. В деревне есть плодовые деревья. Володя поздравил Даню. Люда видела верблюда. Даня видел лебедей. Понедельник в календаре будний день. Дане подарили пуделя. В ведре холодная водичка. Федя идет домой. Денис идет по дороге. У дочки желуди. Даня принес гвозди.
4. Повтори чистоговорки.
Да - дя - да - как молода. Дя - да -дя - идет дядя. Ду - дю - ду - я иду по саду. Дю - ду - дю - мед дадим медведю. Ди - ды - ди - в пруду лебеди. Ды - ди - ды - знаю все ходы. Де - дэ - де - мы рады победе.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Друзья познаются в беде.
Дружба в делах помощница.
Дерево дорого плодами, а человек делами.
Жизнь дана на добрые дела.
6. Повтори скороговорки.
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
Дятел дерево долбит,
День - деньской кору дробит.
Дарья дарит Дине дыни.
7. Повтори загадки.
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(Дождь)
Не живая - а идет,
Неподвижна — а ведет.
(Дорога)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
8. Выучи стихотворения.
Дождик
- Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(А. Кондратьев)
Доброгопути
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему - нибудь.
(Е. Благинина)
9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.
Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.
10. Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
Надя - духи |
Дуня - желуди |
Володя - дудка |
Даня - будильник |
Федя - дырка |
Вадя - дуб |
11. Перескажи рассказ.
Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.
Дане на день рождения подарили собаку. Даня очень долго думал, как же назвать своего нового друга.
- Назову-ка я его Диком. Он вырастет большим и сильным, будет меня защищать. Верно, Дик?
И собака сразу откликнулась на это имя. Подошла к Дане, завиляла хвостом, лизнула Даню в нос. Так и стала Данина собака Диком.
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Д, Т, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Д - Т:
1. Повтори слоги.
Да-да |
Ту-ду |
Ды-ты |
Да-да-та |
Ду-ду-ту |
Ты-ды-ды |
Да-та-та |
Ту-ту-ду |
Ды-ты-ты |
Да-та-да-та |
Да-до-ду-ды |
Ды-ты-ды-ты |
Ду-ту-ду-ту |
Та-то-ту-ты |
До-то-до-то |
Д -да-ду-ды |
|
То-та-ту-ты |
2. Повтори слова.
Дом - том |
Душ - тушь |
Когда - тогда |
Дома - Тома |
Дам - там |
Дул - стул |
Стул - сдул |
Тутдудка |
День - тень |
Доля - Толя |
Стал - сдал |
Дуб - туп |
Дачка - тачка |
Дон - тон |
Катушка - кадушка |
Дина - Тина |
Дочка - точка |
Иди - лети |
Плоты - плоды |
Томик-домик |
Уточка - удочка |
Вода - темнота |
Прудик - прутик |
Дыня - тын |
Дуть - тут |
Доска - тоска |
Дело - тело |
|
Дети, дата, туда, дятел, дятлы, делать, деловитый, делить, делитель, водитель, делегатка, деликатес, диспут, датский, датчик, датчанин, радист, родители, кондитер, доктор, трудно, тетради, продукты.
3. Повтори предложения.
Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. По пруду плывет плот. Дятел стучит по дереву. Дети ведут тихий диалог. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло. Том стал делать плот возле дома. Это нужно делать на пруду. Даша уронила катушку. Возле дачки стоит тачка. Даня купил продукты. Дина и Тина - подруги. Доктор лечит детей.
4. Повтори чистоговорки.
Ти - ди - ти — на луну лети. Ти - ти - ди — ты домой иди. Ды - ты - ты — бегут коты. Ту - ту - ду — я иду. Та - да - да — вот вода. Де - де - те — страшно в темноте.
5. Повтори пословицы и поговорки.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Кто гостей не любит звать, тому радости не знать.
Лентяй и сидеть устает.
Есть дети - будут радости.
Языком торопись, а делом не ленись.
Утро вечера мудренее.
В лесу тень весь день.
Кто трудиться рад — тот будет хлебом богат,
6. Повтори скороговорки.
На дворе трава, на траве дрова.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
7. Отгадай, повтори загадки:
Весной одевается, осенью раздевается.
(Лес)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят.
(Глаза)
8. Выучи стихотворения.
Мы с Володею друзья: куда он — туда и я.
И еще у нас закон: куда я — туда и он.
Пожар
Мать на рынок уходила
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжётся, Леночка, огонь!»
(С. Маршак).
9. Игра «Составь предложение».
Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:
Даня - танк |
Дом - кот |
Толя - дыни |
Тоня - дудка |
Дочка - точка |
Даня - топор |
Даша - карта |
Даша - каток |
10. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем его пересказать.
Дедушка и Тема пошли на рыбалку. Дедушка нёс длинные удочки. Тема шагал сзади, в руках у него было маленькое ведёрко. На берегу реки рыбаки уселись, закинули удочки и стали ждать. Через час ведёрко было заполнено рыбой. Тема был очень рад, ведь он поймал три больших рыбы. Дедушка Тему похвалил.
Приглашаю всех на мой канал с терапевтическими аудиосказками.
Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)
У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. "Л", и меняет слоги.
Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)
Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.
Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)
Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу - желаю успехов!
Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)
Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.
Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)
Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))
Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)
спасибо огромное!
Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)
Великолепный материал!
Виктория Марченкова (Saturday, 04 November 2017 20:30)
Занимались с Анастасией Павловной. Остались очень давольны. Спасибо
Ирина (Sunday, 05 November 2017 03:49)
Спасибо, Анастасия! Очень полезная речевая зарядка.
жанна (Wednesday, 04 April 2018 10:20)
Спасибо за подборку материала. Очень удобно пользоваться сайтом.
Галина (Saturday, 16 June 2018 00:16)
Очень полезный материал. Большое спасибо коллеге. Желаю дальнейших успехов.
Галина (Sunday, 03 February 2019)
Спасибо за очень нужный материал
Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:11)
Отличный материал!
Гульнара (Saturday, 23 November 2019 11:19)
Добрый день! Не могу найти материал на автоматизацию звука Рь
Наталья (Friday, 13 March 2020 08:36)
Огромная работа проделана Вами! Спасибо за помощь.
Юлия (Wednesday, 29 April 2020 18:25)
Здорово! Спасибо!!!
NAILYA STASHKOVA (Sunday, 16 August 2020 10:40)
Благодарю Вас за хороший материал!
Марина (Wednesday, 09 September 2020 22:52)
Прекрасный сайт!
Светлана (Tuesday, 20 October 2020 19:43)
Огромное спасибо!
Часто пользуюсь вашим материалом.
Очень нравится.
Наталья (Tuesday, 03 November 2020 11:38)
Согласна, материал великолепный. Но почему нигде нет ссылки на автора - Жихареву-Норкину и её домашние тетради, откуда взяты задания?)
Анастасия (Monday, 09 August 2021 14:12)
ademidova26@mail.ru
Максим (Tuesday, 10 August 2021 16:44)
Добрый день! Нас заинтересовал ваш сайт. Как мы могли бы пообщаться по поводу сотрудничества? Как пример, мы бы хотели разместить статью на вашем сайте про наш. Ответьте пожалуйста на почту maks89of@mail.ru, если вас это заинтересовало, заранее спасибо!
Павел (Thursday, 26 August 2021 13:11)
Спасибо большое за материал!) Мне 29 лет)) Использовал его, что бы исправить свой ламбдацизм) Справился за 3 месяца) Так же, советую тем у кого такая же проблема, уделять большое внимание на разминку/прокачку языка и губ. Плюс скороговорки на Л. И не ленитесь)) успехов!
Юлдашева Анастасия Павловна (Friday, 03 December 2021 18:34)
Всем ответила на почту. Если кому-то не пришёл ответ пишите: uld-ap@bk.ru.
Буду рада помочь.
Sethacis (Tuesday, 18 January 2022 13:27)
Thank you
Юлдашева Анастасия Павловна (Saturday, 05 February 2022 14:15)
Мой номер для связи
89264044585
Мой инстаграм
https://instagram.com/ya_tvoy_logoped?utm_medium=copy_link
Мила (Friday, 11 February 2022 22:11)
Ищу материалы на звуки раннего онтогенеза.
На (Saturday, 16 April 2022 17:10)
И
Айкерим (Saturday, 21 October 2023 14:17)
Хочу на канал
Анна (Wednesday, 13 December 2023 17:46)
demidovichanna161@gmail.ru
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com
Write a comment
Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)
У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. "Л", и меняет слоги.
Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)
Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.
Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)
Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу - желаю успехов!
Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)
Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.
Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)
Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))
Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)
спасибо огромное!
Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)
Великолепный материал!
галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)
Анастасия Павловна, большое спасибо!
Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)
Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.
Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)
Интерес к профессии достойный уважения.
Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)
Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал
Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)
Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.
Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)
Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное!!!
Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)
Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.
Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)
Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации!!!!
Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)
Спасибо за отличный материал!
Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)
Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.
qq (Friday, 28 December 2018 18:31)
qq
Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)
Супер
марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)
Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.
ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)
Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.
Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)
Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)
Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)
Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным
Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)
Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!
Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)
Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.
Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)
Дисграфия - это нарушение письма.
Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)
Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!
Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)
Огромное спасибо за материал!
Елена (Monday, 22 February 2021 05:58)
Благодарю за полезный материал!
Евгения (Thursday, 18 March 2021 04:10)
Спасибо Вам за материал! Я начинающий логопед, Ваш материал очень помогает в работе с детками и вдохновляет на творчество! Вы -пример того, каким должен быть специалист !
Андрей (Friday, 28 January 2022 20:49)
Ваша программа мне помогла выровнять речь.Мне 25.Спасибо.
Екатерина Гусарова (Saturday, 05 February 2022 13:54)
Привет! Хотела проконсультироваться по буквам р и л у Своего ребёнка, не смогла найти номер телефона, в вк тоже написала)
Мирхон Сабирович (Tuesday, 22 March 2022 01:47)
Очень приятно что я тоже попал в такой чудесный сайт
Татьяна (Saturday, 16 April 2022 09:00)
Телеграмм
89892967575 (Wednesday, 07 December 2022 05:09)
inter11-14@mail.ru
Юлия (Monday, 30 January 2023 13:35)
Анастасия Павловна, направьте нас пожалуйста и подскажи как нам исправить произношение. Сыну 4 года и 2 месяца, в целом речь не понятная, чтобы понять что говорить нужно прям сосредоточится. Я в последнее время стала наблюдать какие звуки он не правильно говорит, вобщем вместо звука "т", он говорит "тс"везде, получается добавляет лишний звук с, и в целом все шипящие и свистящие он как то просвистывает и добавляет с. Реально это исправить самостоятельно дома? С чего начать? Заранее большое спасибо!
Alina (Tuesday, 06 June 2023 15:05)
Jogging
Яна (Monday, 10 July 2023 17:07)
Спасибо за ваши упражнения на автоматизацию звуков, благодаря им отработали много звуков!
Ирина (Thursday, 21 December 2023 10:54)
miv709@gmail.com