Проговаривать пары слов. Следить за произношением
звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Лучи – ручьи
Руки – лунки
Лоза – роза
Рамка – лавка
Плуг – пруд
Брошка – блошка
|
Чёлка – тёрка
Гроза – глаза
Полка – корка
Мелкий – мерка
Рыбка – улыбка
Крошка – плошка
|
|
2
Заменить в слове звук [р] на [л]. Произнести
получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] . Уточнить значение подчеркнутых слов.
Рама – лама
Рожки – ложки
Рожь – ложь
Рак – лак
Розы – лозы
Рука – Лука
|
Жар – жал
Пир – пил
Стар – стал
Брошка – блошка
Тёрка – тёлка
Игра – игла
|
|
3
Проговаривать слова. Звуки [р, л] произносить
утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Ермолай Клара Лариса крокодил
крыло коралл мармелад нравилась орлы рыболов формула Валера порвала берлога
журнал спортзал стрелка тарелка прялка прыгалка рояль рулет календаль верблюд глухарь лекарство леопард люстра кролик карусель
|
4
Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за
произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.
рубить — рубил
рвать — рвал
резать — резал
ровнять — ровнял
морозить — морозил
|
порвать — порвал
красить — красил
прыгать — прыгал
варить — варил
дырявить — дырявил
|
|
3
Проговаривать слова. Звуки [р, л] произносить
утрированно. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Ермолай Клара Лариса крокодил
крыло коралл мармелад нравилась орлы рыболов формула Валера порвала берлога
журнал спортзал стрелка тарелка прялка прыгалка рояль рулет календаль верблюд глухарь лекарство леопард люстра кролик карусель
зритель
|
4
Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за
произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.
рубить — рубил
рвать — рвал
резать — резал
ровнять — ровнял
морозить — морозил
|
порвать — порвал
красить — красил
прыгать — прыгал
варить — варил
дырявить — дырявил
|
|
5
Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за
произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.
Била – разбила
Мыла – размыла
Шила – расшила
Вила – развила
Качала – раскачала
|
Катала – раскатала
Путала – распутала
Пугала – распугала
Копала – раскопала
Мазала –
размазала
|
|
6
Изменять слова, перекидывая мяч друг другу. Следить за
произношением звуков [р,л,]. Мама произносит слова из первого столбика, ребёнок – из второго.
Рубил – разрубил
Ровнял– разровнял
Рвал – разорвал
Резал – разрезал
Порол – распорол
|
Крыл – раскрыл
Дробил – раздробил
Крошил– раскрошил
Крепил – раскрепил
Кроил – раскроил
|
|
7
Изменить слова по образцу, добавляя
приставку при-. Следить за произношением звуков [р, л].
Кормил – прикормил
Курил –
Давил –
Копал –
Крутил –
Тормозил –
Крыл –
|
Солил –
Колол –
Морозил –
Колотил –
Грел –
Писал –
Сыпал –
|
|
8
Проговаривать словосочетания. Следить за произношением
звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.
Спелый персик. Кислый крыжовник. Белый кролик. Шустрая
белка. Старое кресло. Горный орёл. Мелкий брод. Полосатый матрас. Белый мрамор. Лавровый лист. Гладкая дорога. Глубокий
ров. Летняя гроза. Сливочное мороженое. Хлебные крошки. Бронзовая люстра. У Милы жар.
|
9
Проговаривать словосочетания. Следить за произношением
звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.
Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал.
Красивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Весёлый праздник. Крутой склон.
Пологая крыша. Рома упал.
|
10
Проговаривать словосочетания. Следить за произношением
звуков [р, л]. Оба слова в словосочетании должны прозвучать красиво.
Ловить форель. Горелые сухари. Оранжевый апельсин.
Варёный картофель. Ласковый ребёнок. Больное горло. Стеклянный графин. Полевая крыса. Старательный ученик. Лимонный мармелад. Дорогой журнал. Полосатый матрас. Вырвал лист из
тетради. Рисовала корабль.
|
11
Проговаривать предложения. Следить за произношением
звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.
Рома строил планер, кругом были стружки.
Плетистые розы опутали перила крыльца. Журавль взмахнул крыльями и полетел. Лёва поливал огурцы тёплой водой. Варенька на прогулку надела чёрные валенки. Валерка уронил
тарелку. Билетёр продал билет, а контролёр его проверил.Лариса стала королевой карнавала.
|
12
Проговаривать предложения. Следить за произношением
звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.
Мила – краса, голубые глаза.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла – это не игра!
Среди белых голубей один серый воробей.
У нашей Луши в руках две груши.
Лесорубы на столы положили топоры.
|
13
Проговаривать предложения. Следить за произношением
звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.
Рая поступила в первый класс. Лариса стирала платки.
Юра на полу играл юлой. Володя руками ловил раков. Рома строил планер, кругом были стружки. Лара тёрла на тёрке морковку. Павел кормил кроликов.
Валера накрывал на стол. У повара в кастрюле лавровый лист.
|
14
Проговаривать предложения. Следить за произношением
звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели
тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле не орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Врач прописал Карине горькое лекарство.
|
15
Проговаривать предложения. Следить за произношением
звуков [р, л]. Все слова в предложении должны прозвучать красиво.
На небе ярко сверкнула молния. Валера выиграл в
лотерею автомобиль. У Лары в тарелке клубничный мармелад. Варвара на прогулку надела тёплые бурки. Ворона села на верхушку ели. Артём отломил у булки горбушку. Слава кормил
голубей крошками. В кормушке у мартышки сладкий персик.
|
16
Сформулировать предложения правильно. Следить за
произношением звуков [р, л].
Ира играла на юле с ковром. У рогов кривая корова. В
морковку покрошили салат. Валера вымыл мыло руками. Лошадь ехала верхом на Ларисе. Марина забинтовала здоровую руку. Рома пилил топором дрова. Клава разглаживала брюки на
складках. Михаил расставлял скатерть на тарелки.
|
17
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Что за дерево – краса,
Ниже пояса коса?
Да волшебный стройный стан,
Да белёный сарафан,
Да серёжки, словно слёзки,
У красавицы берёзки.
|
18
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Говорит слонихе слон:
С детства я люблю бульон.
Сто кастрюлек съел бы сразу,
Но не пробовал ни разу.
|
19
Выучить наизусть стихотворения. Следить за
произношением звуков [р, л].
Прыг на горку, с горки – скок!
Покатился колобок!
Хочет знать скорее, кто его хитрее!
Наловил Валерий полведра форели.
Угостил форелью Дарью и Лукерью.
|
20
Подготовить текст к пересказу. Следить за
произношением звуков [р, л].
Кто вперёд.
Мама налила Кларе молоко и дала булку: «Пей, молоко,
Клара». А Клара отлила молока Мурке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!».
|
21
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Что ты, ветер, натворил?
Что ты в небе смастерил?
Из курчавых облаков
Сделал рыб, коров, слонов.
Ветер, видно, не услышал,
|
Ветер из терпенья вышел,
Рассердился, набежал,
Облака перемешал.
Где картины? Где река?
В небе просто облака!
|
|
22
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Здесь, в лесу, царит прохлада,
Здесь кричать, шуметь не надо.
По лесной
тенистой стёжке
Мы до просеки дойдём,
|
На полянках вдоль дорожки
Земляники наберём
И под пенье разных птичек
Россыпи найдем лисичек.
|
|
23
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: «Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я,
Сразу видно – большая семья!»
|
24
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
В тихой речке.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
|
Я удила рыбака ,
Дядю Петю — чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушёл хитрец! Сорвался.
|
|
25
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.
А на пляже, а на пляже
Есть катамараны даже,
Мотоциклы, катера.
Веселится детвора!
|
Приходите, не ленитесь,
Покатайтесь, окунитесь,
Поваляйтесь на песке
И поплавайте в реке!
|
|
26
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л]. Уточнить значение подчёркнутых слов.
Хурма.
Золотой волшебный плод
Так и просится к нам в рот.
Спрятал косточки внутри.
Их четыре, посмотри.
Если же не спелый плод,
Как верёвкой свяжет рот.
|
27
Подготовить текст к пересказу. Следить за
произношением звуков [р, л].
Проступок.
Кирилл порвал на прогулке рубашку.
Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама обнаружила рубашку и сказала: «ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что
рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».
|
28
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Рыбак и червяк.
- Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?
- Я пришёл сюда на ранней на заре.
- Где же рыба? – я спросил у рыбака.
- Не ловил – учил я плавать червяка.
|
29
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Вся деревня, весь народ
Мчится к Тане в огород.
Бежит через дорожку
Смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую,
|
Не на свёклу с репкою,
А на маковы цветы
Небывалой красоты!
На цветы прекрасные!
Алые да красные!
|
|
30
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Алые розы в саду расцвели,
Розы прекрасные цвета зари.
Только цветы эти лучше не тронь!
Острым шипом вмиг поранишь ладонь.
|
31
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
По прозрачной паутинке
Паучок спускается.
На прозрачной паутинке
Медленно качается.
|
«Лифт не нужен пауку, -
Мне сказала галка, -
У него, у паучка,
В животе спускалка».
|
|
32
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Я семь недель ловил форель,
Не смог её поймать я.
Я весь промок и весь продрог.
И всё порвал я платье.
|
33
Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение
звуков[р,л].
У нашего луня, у милого друга
Сорок кадушек солёных лягушек.
Сорок амбаров сухих тараканов.
Пятьдесят поросят только ножки висят.
|
34
Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение
звуков[р,л].
Скачут резвые лошадки
Друг за другом, по порядку,
Бьют копытом - раз, два,
три.
Что за прелесть, посмотри!
У лошадок чудо – гривы
Развеваются игриво,
|
Шелковистые хвосты
Небывалой красоты,
Золотистые копытца…
Кони эти словно птицы.
Над землёй они летят,
Прокатить детей хотят.
|
|
35
Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение
звуков[р,л].
С воза яблоко упало
И, как водится, пропало.
Потому что не попало
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало,
Расчудесно, что упало –
Видишь, яблоня растёт.
|
36
Выучить наизусть стихотворение. Отработать произношение
звуков[р,л].
Три бельчонка маму – белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама – белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
|
36
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Рыбка.
Рыбка, словно мотылёк
Над водой взлетела.
Глазик – чёрный уголек
И как льдинка тело.
Плавнички дрожат, трепещут,
|
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбёшку жалко.
|
|
38
Выучить наизусть стихотворение. Следить за
произношением звуков [р, л].
Орёл на лягушку обижен и зол:
Лягушкой хотел пообедать орёл,
Лягушка взяла от орла удрала,
Лягушка обед отняла у орла.
|
39
Подготовить текст к пересказу. Следить за
произношением звуков [р, л].
Муравей и голубка.
Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть
его не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать
голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
|
40
Подготовить текст к пересказу. Следить за
произношением звуков [р, л]. Потренироваться рассказывать текст по ролям: ребёнок – автор, мама – разные звуки.
Я сказал: «Пшшш!», – и у мамы
сбежало на плите молоко. Тогда я сказал: «Дзынь!», – и со стола упала тарелка. « Трам – пам – пам!», – сказал я, и заиграла музыка. Совсем
развеселившись, я хотел было сказать: «Бум!» – или что – нибудь в этом роде, но прибежал папа и сказал: «Тссс!», – и мне пришлось замолчать.
|
Write a comment
Маржан (Saturday, 12 December 2015 09:56)
У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена. Как ,родители и дети ,повезло вам что у вас есть такой профессионал.
Вот у нас нет таких условий.У меня все дети с логопедическими нарушениями и это очень мешает учёбе.
Вот скажите,если в 14 лет ребёнок при письме пропускает буквы или пишет другие-это уже поздно исправлять.И он тихо и невнятно разговаривает .Посоветуйте,пожалуйста,что-нибудь.
И 6-летний ребёнок часто пишет все цифры , буквы и слова справа налево и снизу .Почему? И при разговоре пропускает буквы,не ясно говорит. "Л", и меняет слоги.
Никита (Thursday, 04 August 2016 20:43)
Спасибо за информацию. Занимаюсь с ребенком. Очень даволен.
Людмила (Tuesday, 20 September 2016 07:54)
Анастасия Павловна, большое спасибо! Очень выручили с материалом для автоматизации заднеязычных и ударных звуков! Пригодился и материал на звуки В, Вь, М, Мь, Н, Нь. Продолжу поиски материала на Ф, Фь и на их дифференциацию с В, Вь, да и П, Пь, Б, Бь найти не просто. Если будете выпускать свое печатное пособие или вести научную работу - желаю успехов!
Ольга (Monday, 17 October 2016 18:17)
Уважаемая Анастасия Павловна! Ребёнку 4 года, только начала с ним работу. Изолированно звуки стоят все. В словах слоги переставляет местами (кап-пак), либо пропускает слоги или звуки совсем (молодец- адец), или заменяет звуки и слоги (машина- писина). Что говорит, можно понять только догадками.С чего начать работу? Подскажите пожалуйста.
Анастасия Павловна (Monday, 17 October 2016 21:08)
Уважаемая Ольга, у ребенка скорее всего нарушен фонематический слух. Обратите внимание на игры на его развитие. Напишу несколько (поймай звук, придумай рифму, какое слово тут лишнее бак, мак, так, лодка, похлопай также и т.д. ) для удобства пишите вопросы на электронную почту uld-ap@bk.ru. буду рада помочь))))
Галина (Sunday, 20 November 2016 14:04)
спасибо огромное!
Елена Сакович (Saturday, 28 January 2017 14:18)
Великолепный материал!
галина (Tuesday, 30 January 2018 21:34)
Анастасия Павловна, большое спасибо!
Марина (Tuesday, 06 February 2018 07:11)
Да, материал супер. Все по делу. Не чего лишнего. Умничка.
Галина (Monday, 19 March 2018 06:44)
Интерес к профессии достойный уважения.
Марина (Saturday, 14 April 2018 21:47)
Спасибо, замечательный сайт, содержательный материал
Татьяна (Wednesday, 04 July 2018 07:23)
Отлично подобранная информация. Буду чаще заходить к вам на страницу. Я сама логопед-дефектолог , часто ищу материал для автоматизации и дифференциации звуков, а у вас нашла для к-г-х прекрасный полный комплект. И постановки описаны замечательно. В моей практике дети встречаются самые разные. Сейчас особенно много детей с ЗПР, дизартрией, моторной алалией, сниженным интеллектом с этим контингентом особенно трудно работать. Порой стандартные методики не работают и приходится искать новые подходы, долго делать массажи и развивать фонематический слух и восприятие прежде чем удаётся выставить, а потом и автоматизировать звук. Спасибо за то, что делитесь своими наработками с заинтересованными людьми. Успехов вам.
Ольга (Wednesday, 19 September 2018 11:55)
Анастасия Павловна! Спасибо большое за материал по автоматизации звуков! Материал полный, ничего лишнего, все самое необходимое! Спасибо огромное!!!
Анжелика (Tuesday, 25 September 2018 20:14)
Спасибо большое! Материал оказался очень полезен.
Татьяна (Thursday, 04 October 2018 02:05)
Спасибо за сайт, Очень много нужной и полезной информации!!!!
Гульнара (Wednesday, 24 October 2018 09:10)
Спасибо за отличный материал!
Наталья (Wednesday, 14 November 2018 18:53)
Анастасия Павловна, спасибо за материал. Работаю воспитателем более 20 лет и первый раз столкнулась с такой проблемой: ребенок 6-ти лет звук [О] заменяет на [А]. Например: нас, лашка, акна и т.д.Порой просто догадываюсь по смыслу.Что делать? Родители к врачу-логопеду или неврологу отказываются ехать, ссылаются на занятость, а ведь скоро в школу.
qq (Friday, 28 December 2018 18:31)
qq
Akzharkyn (Tuesday, 30 July 2019 07:12)
Супер
марина (Tuesday, 13 August 2019 19:42)
Добрый день!
Можно ли нам помочь в следующей проблеме: дочке 9 лет. Звук Р есть, но произносит его с напряжением нижней челюсти и нижней губы (нижняя губа дергается вниз при Р).
С челюстью справляемся при помощи карандаша,зажатого в зубах. А вот губа двигается вниз по- прежнему. Из-за того, что для Р столько усилий, то в речи слышится что-то страшное: Р утрированное, резкое, губа ходит вниз при этом. Логопеды говорят, пусть читает скороговорки на Р, в речи не пропускает Р. Да, всё это соблюдаем, но неправильный Способ этот не уходит, а закрепляется.
ГАЛИНА (Friday, 13 December 2019 06:46)
Спасибо. Подборки для автоматизации звуков очень интересные.
Елена (Friday, 13 December 2019 18:14)
Спасибо большое за Вашу страничку) С Вашей помощью у моих двойняшек постепенно появились с и ш, , в и вь, сейчас работаем над р. Примите мои поклоны)
Виктория (Wednesday, 20 May 2020 17:43)
Спасибо огромное за материал в электронном виде. На сегодняшний день оказался очень необходимым и актуальным
Снежана Пакиева (Wednesday, 22 July 2020 07:12)
Хочу выразить благодарностьза такой полезный материал! Уже не раз использовала его в своей работе. Желаю вам, Анастасия, творческого успеха в нелегком труде!
Елена (Thursday, 10 September 2020 12:53)
Огромное спасибо разработчикам за материал! Редко сталкиваюсь с необходимостью ставить заднеязычные звуки, поэтому речевого материала не накопилось.
Оля Белова (Monday, 12 October 2020 10:38)
Дисграфия - это нарушение письма.
Татьяна (Wednesday, 02 December 2020 13:02)
Благодарю за Ваш труд! Интересный и нужный материал!
Инна (Thursday, 17 December 2020 17:31)
Огромное спасибо за материал!
Елена (Monday, 22 February 2021 05:58)
Благодарю за полезный материал!
Евгения (Thursday, 18 March 2021 04:10)
Спасибо Вам за материал! Я начинающий логопед, Ваш материал очень помогает в работе с детками и вдохновляет на творчество! Вы -пример того, каким должен быть специалист !
Андрей (Friday, 28 January 2022 20:49)
Ваша программа мне помогла выровнять речь.Мне 25.Спасибо.
Екатерина Гусарова (Saturday, 05 February 2022 13:54)
Привет! Хотела проконсультироваться по буквам р и л у Своего ребёнка, не смогла найти номер телефона, в вк тоже написала)
Мирхон Сабирович (Tuesday, 22 March 2022 01:47)
Очень приятно что я тоже попал в такой чудесный сайт
Татьяна (Saturday, 16 April 2022 09:00)
Телеграмм
89892967575 (Wednesday, 07 December 2022 05:09)
inter11-14@mail.ru
Юлия (Monday, 30 January 2023 13:35)
Анастасия Павловна, направьте нас пожалуйста и подскажи как нам исправить произношение. Сыну 4 года и 2 месяца, в целом речь не понятная, чтобы понять что говорить нужно прям сосредоточится. Я в последнее время стала наблюдать какие звуки он не правильно говорит, вобщем вместо звука "т", он говорит "тс"везде, получается добавляет лишний звук с, и в целом все шипящие и свистящие он как то просвистывает и добавляет с. Реально это исправить самостоятельно дома? С чего начать? Заранее большое спасибо!
Alina (Tuesday, 06 June 2023 15:05)
Jogging
Яна (Monday, 10 July 2023 17:07)
Спасибо за ваши упражнения на автоматизацию звуков, благодаря им отработали много звуков!
Ирина (Thursday, 21 December 2023 10:54)
miv709@gmail.com